«Гераклит» Патрика Деваля будет интересен не любителям философской древности или современных герменевтических камланий над фрагментами досократиков. Он много более занимателен, как памятник того, каким философ был во Франции 60-х. Обычно рисуют несколько героический облик: Фуко с булыжником, Сартр с матюгальником. Деваль, сам участник 68-ого года, показывает совсем иное. Это странный человек, который ходит по развалинам былого величия науки наук. Он известен в полисе, но популярен именно эксцентричностью. Он имеет отношение к странам третьего мира, что для француза того времени означает Северную Африку (и Фуко, и Деррида связаны с этим регионом). И именно там снимает свой фильм Деваль (с поправкой на наши дни можно сказать, что немногое изменилось: лидеры континентальной философии живут в Словении, в Египте, в России:). Следующая черта философа – постоянное цитирование и автоцитирование. В фильме постоянно звучат известные фрагменты Гераклита, известным нам из стоической доксографии и доступные современному читателю благодаря титаническому труду Дильса. Да и технически сам фильм представляет из себя сплошное цитирование: например, первый кадр является точной имитацией кадра «Управляющего Сансё». Итак, формула философа: цитирование + эксцентричность. Это отлично соотносится с тем, что Деррида писал о истории философии. Мы, говорит он, никогда не беседуем с настоящими философами прошлого, а лишь бродим в разрушенном замке, полном призраков, которые измыслены нашим собственным воображением, при этом имя, которым подписана мысль, подчас может быть интереснее самой мысли (когда Деррида спросили, чтобы он хотел спросить у Канта, Гегеля и Хайдеггера, он ответил, что интересуется их сексуальной жизнью). И удачен тот философ, которому удается представить интересных призраков.

Теги других блогов: культура философия Франция